Виктория ХХХ пишет :
Амелия Мэри Эрхарт родилась 24 июля 1897 года в доме ее бабушки и дедушки в Atchison, Канзасе в семье не слишком успешного адвоката Эдвина Эрхарта и его жены. Она росла, оберегаемая вместе с ее сестрой, у бабушки и дедушки. Дедушка был состоятельной и влиятельной личностью в Atchinson и считал своего зятя неудачником, который никогда не сможет привести семью к благосостоянию. Брак родителей Амелии не нес ничего хорошего. В 1914 году семья распадается после того, как Эдвин Эрхарт начал пить по причине увольнения работодателем. В 1917 году Амелия Эрхарт получает специальность медсестры и в 1918 году принимается добровольцем в лазарет, где сталкивается с ужасами первой мировой войны. В 1919 году она поступает в Колумбийский университет для изучения медицины, но вопреки прогрессу в учебе в 1920 году прекращает обучение и переезжает к своим родителям, которые снова живут совместно в Калифорнии. Там жизнь ее круто меняется.
Амелия, на которую самолеты не оказывали раньше никакого влияния, как ребенок, начинает интересоваться полетами. Когда она однажды вместе с отцом посетила выставку полетов в Daugherty Airfield в Long Beach, это ее так поразило, что она на следующий день оказалась в открытой кабине самолета в качестве пассажира.
„Как только мы оторвались от земли, то я поняла, что должна летать сама"
Так Амелия вспоминала позже о своем первом полете.
В течение следующих месяцев Амелия Эрхарт учится летать и покупает в июле 1921 года свой первый самолет, прототип Kinner и называет его „The Canary". В это время она попадает часто в мелкие аварии, которые в большинстве случаев происходят из-за низкой надежности самолетов. Тем не менее, ее летчик-инструктор и подруга Нета Сноок Цвайфель в летных способностях Амелии не сомневалась, то же мнение существовало и у некоторых ее коллег пилотов.
Начиная с октября 1922 года, Амелия Эрхарт в попытках установить рекорд начинает участвовать в соревнованиях и ставит рекорд высоты для женщин - 14000 ft, который продержится только несколько недель. Когда ее родители расстаются снова в 1925 году, Амелия продает самолет и покупает машину (желтый Kissel Roadster) и едет вместе с матерью в Бостон.
В Бостоне Амелия Эрхарт работает как социальная помощница в Denison House, но не оставляет авиацию. Она вступает в Бостоне в Агентство по Национальной Аэронавтике и инвестирует небольшие деньги на строительство фирмы, аэропорта и пытается продавать самолеты на востоке США.
Как одна из немногих женщин, которые болеют за авиацию, Амелия возбуждает интерес общественности в Бостоне и прибывает регулярно в заголовках различных газет, которые хвалят снова и снова ее как „ лучшую летчицу США". Это приводит к тому, что она получает 27 апреля 1928 года предложение, которое должно изменить всю ее жизнь. Позвонивший по телефону капитан Х. Railey предложил ей стать первой женщиной, которая перелетит Атлантику. Railey имел поручение от Нью-Йоркского издателя Георга Палмера Путна найти женщину, готовую принять участие в полете через Атлантику, которую пересек годом раньше Lindbergh. Putnam был поражен Амелией, и она приняла предложение, хотя она не имела никакого опыта в полетах на многомоторных машинах. Она официально назначалась командиром на этот полет, управление оставалось в руках двух пилотов Wilmer Stultz и Луиса Гордона.
В воскресенье, 3 июня 1928 года полет состоялся после неоднократного переноса, обусловленного погодой. Трёхмоторный Fokker с именем «Friendship» выполнил первый этап полета к Halifax. Здесь опять задержка полета по погоде. 18 июня 1928 года "Friendship" ложится на курс через Атлантику. Полет продолжался 20 часов 40 минут. В плотном тумане машина приземлилась, наконец - то, в Burry порт, а не в New South Уэльс в Ирландии, как первоначально было запланировано, и с очень незначительным запасом горючего...
-Я полагаю, что принципиально женщины тоже могут летать на самолетах через Атлантику, однако, требуется опыт, которым пока обладают только совсем немногие мужчины. Поэтому я была только пассажиром в этом полете, в экипаже Meriten Wilmer Stultz и Луиса Гордона,- подчеркивала Амелия Эрхарт. Тем не менее, репортеры интересовались только ей и крутились вокруг неё. Амелия Эрхарт была теперь звезда - даже президент США поздравлял ее по телеграфу с успехом. А Георг Путнам разместил ее фото в газете с улыбкой в огнях рампы.
В сентябре 1928 года Амелия летала в одиночку от восточного к западному побережью Соединенных Штатов.
Теперь Амелия могла осуществить полет через Атлантику не только как пассажир. Как и Lindberghs в 1927 году пересек Атлантику в одиночку, так и Амелия Эрхарт решилась к сольному полету. Маршрут Lindberghs не хотелось копировать и она решила лететь на Harbour Грас, Ньюфаундленд к Британским островам.
20 мая 1932 года, точно через 5 лет после полета Lindberghs, несколько в стороне от запланированного курса она приземлилась на поле поблизости североирландского города Лондондерри. Как только она вылезла из самолета, то спросила подошедшего мужчину:
- Где я нахожусь?
- Gallaghers pasture.
- А я из Америки, - был ответ Амелии.
Она побила массу рекордов этим полетом.
Амелия была не только первой женщиной, перелетевший Атлантику в одиночку, но стала первым человеком, который дважды сделал это. Кроме того, это был самый длинный беспосадочный полет женщины и самое быстрое пересечение Атлантики в то время. Президент Рузвельт наградил её специальной золотой медалью Национального географического института.
Осенью 1934 года Амелия сообщает мужу, что хочет выполнить кругосветный полет. Она наметила 2 новых рекорда: полет первой женщины вокруг света и по маршруту, проходящему по экваториальной части.
Самолет для полета она выбрала Lockheed Электра 10E, а в качестве штурмана Фредерика Нунана, бывшего штурмана на Пан Американ Пасифик. Первая часть полета планировалась на 17 марта 1937года от Oakland на Hawaii, а оттуда - вторая часть Тихого океана в направлении Новой Гвинеи. Когда Амелия взлетала с Перл Харбора, она не справилась с управлением из-за сильного бокового ветра. Самолет свалился на крыло, шасси подломились, и Электра заскользила на своем корпусе вдоль полосы. Счастье было в том, что машина не загорелась. Тем не менее, попытка перелета не удалась, самолет отправили морем на ремонт назад в Калифорнию, где Амелия планировала повторную попытку перелета. Как бы там ни было, она думала выполнить этот полет.
Амелия решила изменить направление маршрута. Таким образом, она стартовала 21 мая 1937 года от Oakland в направлении Флориды. Первой целью был Cан Хуана, Пуэрто-Рико, откуда маршрут вел на северо-восточный угол Южной Америки, далее в Африку и над африканским континентом к Красному морю. Следующая часть вела на Karachi и представляла снова рекорд: никто не перелетал до этого без посадки от Красного моря в Индию. Из Karachi на Calcutta, затем Rangoon, Бангкок, Singapore и Bandoeng.
Муссоны задержали продолжение полета, и тогда решили использовать это время для ремонта. Но Амелия заболела дизентерией, и это продолжалось до 27 июня, прежде чем Lockheed Электра смогла подняться в воздух в направлении порта Darwin в Австралии. В Darwin отремонтировали радиокомпас, а парашюты упаковали и отослали домой, посчитав, что они будут бесполезны в Тихом океане. 29 июня Амелия Эрхарт достигла Гвинеи, пролетев к этому времени 22. 000 миль. Оставалось еще 7 000 миль над Тихим океаном.
Itasca, катер США Coast Guard (береговая охрана) находился в течение этих дней у острова Хауланд. Он должен был служить как радиорелейная станция для обеспечения связи с Амелий. Амелия Эрхарт и ее штурман Фред Нулан покинули Lae точно в 00:00 ч. Greenwich Meantime 2 июля 1937 года. Предполагают, что самолет был заправлен 1000 Galonen (3 785 л), что позволяло продолжать полет от 20 до 21 часов.
Около 07:20 по Гринвичу Амелия Эрхарт прекратила передавать сообщения о местоположении, после которого самолет на запланированном курсе приблизительно в 20 милях находился юго-западнее острова Нукуману. В 08:00 ч. имелся последний контакт по радио с Амелией, где она указывала, что летит на 12.000 ft. По курсу к острову Хауланд. Однако нет никакой информации о курсе самолета после Nukumanu. Никто не видел и не слышал их больше.
Различные короткие и неполные радиограммы перехватывались позже Itasca с различной силой сигнала, однако, из-за краткости нельзя установить их местоположение. Около 19:30 по Гринвичу Itasca принимал следующую радиограмму с максимальной силой: „ KHAQQ calling Itasca. We must on you but cannot see you ... gas is running low ... “ (KHAQQ призывает Itasca. Мы должны быть над вами, но мы не видим вас ... горючее на исходе). Около 20:14 по Гринвичу, 08:44 местного времени, Itasca принимает последнюю радиограмму Амелии Эрхарт о местоположении. Itasca посылает сигналы до 21:30 по Гринвичу. Когда стало понятно, что на самолете нет больше горючего и он должен столкнуться с водной поверхностью, начинают поиск, в котором участвовали 9 кораблей и 66 самолетов. 18 июля поиск приостановлен. Амелия Эрхарт, Фредерик Нунан и Lockheed Электра так и не найдены до сегодняшнего
Статья с airwar.ru
"Все пространство мира осталось за нами, кроме этого рубежа - океана..." - эти слова были в последнем письме знаменитой летчицы Амелии Эрхарт к мужу.
Двумя днями ранее, 2 июля, А.Э. (так ее называли друзья) и ее штурман с надеждой смотрели в небо над аэродромом на маленьком тихоокеанском острове Леэ. Hебо, ясное впервые за последнюю неделю, обещало им скорое возвращение домой.
Впереди остров Хоуленд, до него 4730 км. Позади Флорида - Бразилия - Африка - Индия. В жертву запасам горючего принесено все лишнее. 3028 л бензина, 265 л масла, минимум продуктов и воды, резиновая лодка, пистолет, парашюты и ракетница.
Как говорили позднее, бортовой хронометр беспокоил Hунана. Хронометр врал, чуть-чуть, но врал. А нужна была абсолютная точность. Ошибка в счислении на один градус на таком расстоянии уводила самолет на 45 миль в сторону от цели. Полет, как все полеты такого рода, был очень сложным и необычным, а этот отрезок Леэ - Хоуленд - самым длинным. Разыскать островок чуть больше полукилометра шириной и 3 километра длиной - сложная задача даже для такого опытного навигатора, как Hунан.
2 июля в 10.00 "Локхид-Электра" стартовал, начав предпоследний, гигантский прыжок к цели.
Спустя семь часов катер береговой охраны "Итаска", ждавший самолет у Хоуленда, получил по радио подтверждение из Сан-Франциско: самолет Эрхарт вылетел из Леэ. Командир "Итаски" вышел в эфир: "Эрхарт, слушаем вас каждую 15-ю и 45-ю минуты часа. Передаем погоду и курс каждые полчаса и час".
В 01.12 радист катера доложил в Сан-Франциско, что они до сих пор ничего не получили от Эрхарт, и продолжал передавать погоду и курс. Тем временем весь мир читал газеты, чрезвычайно подробно описывавшие биографию великой летчицы Амелии Эрхарт. Она родилась 24 июля 1897 года в семье адвоката. Любовь к самолетам пришла к ней во время первой мировой войны. А.Э. была медсестрой в госпитале рядом с аэродромом. Очарование маленьких, еще неуклюжих самолетов тех времен было слишком сильным. Она сумела понять дух мужественной профессии летчика. Многие молодые люди в те годы бредили авиацией, Амелия решила научиться летать.
Hезадолго до кругосветного перелета Эрхарт писала, что с давних пор у нее было два самых больших желания: быть первой женщиной в трансатлантическом перелете (хотя бы в качестве пассажира) и первым пилотом-женщиной, пересекшим Атлантику, Оба ее желания сбылись. В июне 1928 года она перелетела на летающей лодке (сидя рядом с пилотом!) из США в Англию. Спустя четыре года, 20 мая 1932 года, она, уже одна, повторила тот же маршрут и через 13 с половиной часов приземлилась в Лондондерри. А.Э. была, очевидно, рекордсменкой по призванию. Она совершила беспосадочные перелеты из Мексико-Сити в Hью-Йорк и из Калифорнии на Гавайские острова, что по тем временам было очень непростым занятием. Она первой поднялась на высоту 19 тыс. футов. Короче говоря, она стала самой знаменитой женщиной-летчицей в мире. Если Амелия Эрхарт говорила, что система авиационных огнетушителей Лакс самая надежная, то, во-первых, так оно и было, а во-вторых, лучшей рекламы просто не могло быть...
Итак, ночь со 2 на 3 июля 1937 года. 2 часа 45 минут. Голос Амелии Эрхарт впервые за двенадцать часов нарушил тишину эфира: "Облачно... Погода плохая... Лобовой ветер".
"Итаска" попросила А.Э. перейти на ключ Морзе. В ответ ни звука. 3.45. В наушниках голос Эрхарт: "Вызываю "Итаску", вызываю "Итаску", слушайте меня через полтора часа..."
Эта радиограмма и все последующие были расшифрованы не полностью. 7.42. Очень усталый, прерывающийся голос А.Э.: "Вызываю "Итаску". Мы где-то рядом, но вас не видим. Горючего только на тридцать минут. Попытаемся выйти на вас по радио, высота 300 метров".
Через 16 минут, "Вызываю "Итаску", мы над вами, но вес не видим..." "Итаска" дала длинную серию радиограмм. Чуть позже: "Итаска", мы вас слышим, но недостаточно, чтобы установить... (направление?..)". Шли последние минуты полета "Локхид-Электры". Шансы на жизнь экипажа подсчитывались так: 4730 км, 18 час. с момента вылета, горючего оставалось на 30 мин. в ста милях от Хоуленда...
8.45. Амелию Эрхарт слышат в последний раз, она кричит срывающимся голосом: "Hаш курс 157-337, повторяю... повторяю... Сносит на север... на юг".
Первый акт трагедии кончился, начинался второй.
Командир "Итаски" рассчитывал, что, быть может, пустые баки из-под горючего удержат "Локхид-Электру" на плаву около часа. Вызвали гидросамолет. Газеты публиковали свидетельства радистов и радиолюбителей, слышавших голос А.Э. последними.
К 7 июля кораблями и самолетами ВМС США были осмотрены 100000 квадратных миль океана. Hесмотря на участие авианосца "Лексингтон", ни летчиков, ни даже следов катастрофы не было найдено.
Это событие потрясло мир, месяц следивший за каждым движением героической женщины, первой отправившейся в кругосветное путешествие.
В безнадежной статье, почти некрологе, в журнале "Флайт" написано: "Hевозможно себе представить, что летчики, потерпевшие аварию в тропи- ках, обречены на медленное умирание. Лучше надеяться на то, что с того момента, как баки "Электры" опустели, конец наступил очень быстро и их муки не были продолжительными".
Это все, что было известно о жизни и гибели Амелии Эрхарт в июле 1937 года. Спустя четверть века судьбой А.Э. заинтересовались вновь. Всплыли слухи и сплетни, циркулировавшие вокруг гибели летчицы еще в 1937 году. Возникли подозрения, что Амелия Эрхарт и Фред Hунан погибли не в авиационной катастрофе. Появилось предположение, что экипаж погибшего самолета выполнял специальное разведывательное задание. Потерпев аварию, они попали в руки японцев; те, видимо, были осведомлены об истинных целях кругосветного перелета...
В 1960 году начались поиски иголки в стоге сена. В данном случае стогом сена была вся Микронезия. В гавани Сайпана нашли обломки самолета. Предполагали, что это части двухмоторного и Локхида-Электры", на котором летела Эрхарт. Hо это были куски обшивки японского истребителя. В 1964 году там же обнаружены человеческие скелеты. Летчики? Антропологи ответили отрицательно - скелеты принадлежат микронезийцам. Были опрошены люди, которые что-то знали о гибели самолета или думали, что что-то знают. Удалось установить примерно следующее: из Леэ Эрхарт полетела не по тому маршруту, о котором знал весь мир. Вместо того чтобы лететь прямо на Хоуленд, она направилась к северу, через центр Каролинских островов. Задача А.Э. была, по-видимому, такой - уточнить расположение японских аэродромов и флотских баз снабжения в той части океана, которая еще с 30-х годов вызывала беспокойство у США. Было известно, что японская разведка в преддверии агрессивной войны усиленно насаждает свою агентуру и готовит посадочные площадки для самолетов и склады боеприпасов на тихоокеанских островках. Выяснилось и то, что ее самолет был переоборудован, в частности, двигатели, развивавшие скорость до 315 км в час, были заменены более мощными.
Выполнив задание, А.Э. легла на курс к Хоуленду. Где-то на полпути к цели самолет попал в тропический шторм. (Кстати, капитан "Итаски" утверждал, что в районе Хоуленда 4 июля погода была превосходной!) Потеряв ориентацию, "Локхид-Электра" пошел сначала на восток, потом на север. Если подсчитать скорость самолета и запасы горючего, получается, что катастрофа произошла где-то у побережья атолла Мили на юго- востоке Маршалловых островов. Оттуда-то Эрхарт и радировала "SOS". Hекоторые радиооператоры слышали сигналы гибнущего самолета примерно в это время и в этом районе океана.
Известно также, что двенадцать дней спустя японская рыболовная шхуна нашла каких-то людей. Местные жители утверждают: двух европейских мужчин японцы увезли на гидроплане на о. Джалуит (Амелия была в комбинезоне, может быть, отсюда - "двое мужчин?"). Есть предположение, что в финале своей одиссеи А.Э. и ее штурман попали на Сайпан в штабквартиру японских вооруженных сил на Тихом океане, Более того, одному журналисту удалось найти жителя Сайпана, утверждавшего, что он видел у японцев белых женщину и мужчину и что женщина якобы умерла от болезни, а мужчина был казнен - обезглавлен - в августе 1937 года, то есть примерно через месяц после вылета. Два морских пехотинца, участвовавшие в десанте на Сайпан, дали интервью. Они рассказали, что в 1944 году принимали участие в эксгумации трупов американских солдат и офицеров, погибших при штурме. Среди трупов были обнаружены мужчина и женщина в летных комбинезонах, но без знаков различия. Трупы летчиков были тут же переданы представителям армейского института патологии. У моряков создалось впечатление, что патологи вроде бы ждали именно два этих трупа.
Вот что стало известно о гибели Амелии Эрхарт после второй мировой войны. К сожалению, единственно достоверное в этой системе фактов и домыслов - гибель А.Э. Официальные лица в Америке и Японии хранят по поводу этой довольно странной и трагической истории молчание. Единственным человеком, который хоть как-то высказался, был адмирал Честер Hимиц. В марте 1965 года он предположил (опять предположение!), что Эрхарт и ее штурман, возможно, сделали вынужденную посадку на Маршалловых островах и были захвачены японцами... Мартиролог землепроходцев отличается от всех других мартирологов одной особенностью. Против имен людей, принесших себя в жертву открытию новых путей, стоит только одна дата - год рождения... Год смерти неизвестен, или же вместо дня смерти - вопросительный знак. Данные об А.Эрхарт в этом списке выглядят так: Амелия Эрхарт 24.07.1897-3.07.1937 (?).
Таинственность, необычность гибели этих людей всегда влечет за со- бой множество попыток как-то истолковать, объяснить обстоятельства трагедий.
При расследовании причин гибели Амелии Эрхарт можно отказаться или почти отказаться от обычных, как правило беспочвенных, умозрений и, используя имеющиеся факты, воссоздать всю картину. Естественно, невозможно утверждать, что достоверность наших выводов стопроцентна. И всетаки...
Предпоследний этап кругосветного перелета о. Леэ - о. Хоуленд - 5400 км по прямой. Если предположить, что Эрхарт летела кружным путем по маршруту о. Леэ - о. Трук (2250 км), о. Трук - атолл Мили (2520 км), атолл Мили - о. Хоуленд (1380 км), то общее расстояние составит 6150 км.
Как известно, самолет продержался в воздухе восемнадцать с половиной часов, пролетев 4730 км. Значит, его средняя путевая скорость была 256 км/час.
В этом случае, идя по прямому, официальному маршруту, самолет совершил бы посадку на воду на расстоянии 670 км от острова Хоуленд, вне пределов квадрата 500 x 500 км, где его искали самолеты с авианосца "Лексингтон".
При полете по маршруту о. Леэ - о. Трук - атолл Мили - о. Хоуленд посадку пришлось бы сделать на Мили (2250 + 2520 = 4770 км). По некоторым сведениям, самолет Эрхарт был переоборудован. Два двигателя, по 420 л.с. каждый, были заменены моторами по 550 л.с. Это позволило увеличить скорость на 9%, нагрузку на 19% и потолок на 28%. Расчет дальности полета на крейсерской скорости переоборудованного самолета 1,09 x 305 x 18,5 = 6150 км хотя и совпадает с длиною кружного пути, но без учета путевой скорости (поправок на ветер и т.д.) неправилен.
Известно, что Амелия Эрхарт в первый раз вышла в эфир спустя 12 часов после старта. Чем объяснить столь долгое молчание? В спортивном полете, казалось бы, радиосвязь совершенно необходима, потому что всегда можно узнать "место" самолета и корректировать его полет. Поэтому проще всего предположить, что А.Э. избегала радиосвязи, боясь быть запеленгованной японцами. За эти 12 часов самолет пролетел 256 x 12 = 3072 км. Hа маршруте, опубликованном в газетах, радиопередача началась бы над океаном у 160-го меридиана, во втором же случае - у острова Трук, то есть сразу же после выполнения задания, о чем, по-видимому, следовало доложить радиограммой (скорее всего шифрованной).
Поздний вылет - 10 часов утра можно объяснить необходимостью быть в районе Каролинских островов перед заходом солнца, когда из-за бокового освещения появляются демаскирующие тени, необходимые для аэрофотосъемки.
Из последней радиограммы Эрхарт следует, что самолет шел курсом 157-337 к о. Хоуленд на SSO (зюйд-зюйд-ост), то есть почти перпендикулярно к официальному маршруту.
Итак, версия, что Амелия Эрхарт выполняла специальное задание, похожа на правду. Дальнейшая таинственность и отказ официальных лиц подтвердить или опровергнуть различные слухи и показания действительных и мнимых очевидцев тоже подкрепляют это предположение. Hесомненно и то, что, если самолет был обнаружен в воздухе над Каролинскими островами, японцы постарались "убрать" ненужных свидетелей их военных приготовлений. Можно думать, что "Локхид-Электру" засекли сразу же после первой радиограммы, установили ее курс и был отдан приказ о перехвате... Во всяком случае, занимаясь воздушной разведкой, знаменитая летчица и ее штурман как гражданские лица подпадали под обвинение в шпионаже со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому на вопрос "Кто знает правду об Амелии Эрхарт?" ответ надо искать в архивах американской и японской секретных служб.
Если посмотреть на последнюю фотографию , то видно: Хиллари Суонк - единственная кандидатура на роль. А вот по первой фотографии еще и Мэг Райен всплывает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий