Powered By Blogger

воскресенье, 27 июня 2010 г.

Гран При - 1937. Кольцо АФУС.

http://sedov-05.livejournal.com/306489.html




Продолжение рассказа о сезоне европейских автогонок 1937г.

Новая спецификация для гоночных автомобилей Гран-При ограничивала объем двигателей: 3 литра с турбонагнетателем и 4,5 литра без вместо простого ограничения автомобиля по массе в 750 кг, как было несколько последних сезонов. Однако ее согласовывали слишком долго и опубликовали только в сентябре 1936. Так получилось, что к этому времени у Ауто Униона был в распоряжении отличный болид Type C, на котором команда выиграла в прошлом 1936г. 9 гонок (7 из них Роземайер) и Чемпионат Европы (тот же Роземайер). С другой стороны, для Мерседеса сезон 1936г. был провален. Всего две победы - оба раза Караччиола на машине W25 с мотором ME25. Мерсовская машина была на 70 кг легче, но мотор был на те же 70 л.с. слабее. Видя такой конфуз Мерседес начал разработку новой модели на сезон 1937г. еще в августе 1936 и ему новая спецификация была нафиг не нужна. В ней были заинтересованы в первую очередь итальянские производители - Альфа Ромео и Мазератти у которых были проблемы с разработкой эффективных моторов, но новая спецификация им в итоге не помогла. Мазератти в итоге сделал отличную вольтуретку, которая стала лучшей машиной для будущей Формулы-1. Таким образом получилось, что к началу сезона-37 Мерседес таки получил по настоящему конкурентноспособную машину. Это была W125 c мотором М125 - 5,56 л. , мощность 575 л.с.. В прошлом году для установки на W25 был также разработан мотор DAB - V12, 5,58л., 736 л.с. - этот мотор и станет одним из героев гонки в АВУСе.

Забегая вперед скажу, что по количеству побед в сезоне Ауто Унион останется лидером - 8 против 7 у Мерса, но эти 7 будут победами в главных гонках сезона и Караччиола вернет себе звание чемпиона Европы.

Таким образом Мерседес и Ауто Унион на сезон 1937г. имели самые мощные гоночные болиды в истории. Тип С и W125 останутся таковыми среди болидов Гран-При до начала 80х годов. Другая составляющей самой быстрой гонки в истории довоенных Гран-При станет трасса , где она будет проведена - Avusrennen. Никогда больше ни одной машине не удастся разгоняться во время гонки Гран-При почти до 400 км/ч и показывать среднюю скорость на круге свыше 280 км/ч. Следует впрочем отметить, что в гонках прототипов в Монце и Ле-Мане через 20 с лишним лет эти результаты будут превзойдены.

В тридцатые в Европе гонки на овалах не были чем то особым. Монца, АФУС, Бруклендс - на всех этих треках проводились соревнования самого высого ранга, порой и на обычных трассах делались профилированные банкинги. Однако АВУС не был овалом в современном смысле этого слова. Профилированный банкинг - Нордшляйфе был только с одной стороны - северной. И этот поворот абсолютно заслуженно называли "Стеной смерти". Угол наклона составлял 43,6 градуса, а сверху трасса ничем не ограничивалась, так что при большом желании или невезении вполне можно было и улететь. Далеко. С самого начала в 1907 планировалось построить трассу с двумя очень длинными прямыми и обычными поворотами на концах. Работы были в основном завершены к моменту окончания войны в 1918 силами русских военнопленных. Последние штрихи были сделаны осенью 1921г.. Трасса представляла собой две рядом расположенных прямых длиной примерно по 9,5 км и два поворота большого диаметра. В 1926 там был проведен самый первый Гран-При Германии для спортивных машин. Гонка прошла под дождем и победил в ней Рудольф Караччиола. Во время гонки автомобиль одного из пилотов Мерседеса - Адольфа Розенбергера сбил насмерть маршала и трех зрителей. Больше Гран При Германии на АВУСе не проводилось до 1959, когда это уже было Гран При Формулы I и AVUS уже был укорочен более чем в два раза, так как часть трассы оказалась в ГДР. В дальнейшем до начала войны Гран-При Германии проволились только на Нюрбургринге. В 1936г. один из ведущих немецких гонщиков двадцатых Отто Мерц предложил сделать из АФУСа еще более быструю трассу. Работы начались в том же 1936г. и закончились в 1937. Таким образом в 1936 гонки на АВУСе не проводились, по крайней мере автомобильные, зато там ходили ходоки и бегали бегуны во время Олимпийских игр.

В результате перестройки получилась единственная в истории Гран-При трасса на которой машины могли разгоняться до максимально достижимой скорости (судя по "тестам" БАРа в 2006 на соляном озере, современные болиды не добирают до макимума 40-50 км/ч). Одной из целей организаторов гонки 1937 и было подтверждение статуса самой быстрой трассы. В 1935 Фаджиоли уже устанавил здесь рекорд средней скорости - 238,5 км/ч. Второй по скорости был Бруклендс (230), затем Триполи (213). На будущей "самой быстрой трассе в мире" - Индианаполисе тогдашние американские болиды давали в среднем 175 км/ч на круге.

Идея провести самую быструю гонку в истории вдохновила обе германские команды. На базе обычных гоночных болидов Ауто Юниона "Тип С" и Мерседес W125 были разработаны полностью обтекаемые "stromilinier" или по нашему "стримлайнеры".



Манфред фон Браухич

Футуристические корпуса закрывали колеса. Такие машины уже не были традиционными "open-wheels" , а представляли собой предшественников будущих прототипов Ле-Мана, какими они станут с приходом туда в конце 60х Порше. Впоследствии соперничество "стримлайнеров" выльется в попытки побить рекорд скорости на трассах общего пользования, что удастся сначала Берндту Роземайеру (Ауто Юнион), а потом Херманну Лангу (Мерседес) - триумфатору гонки на АВУСе 1937г.

Ауто Юнион подготовили для старта 4 машины - 2 обычных "Тип С" (фон Делиус и Хассе) и две "Тип С" , переделанных в стримлайнеры(Роземайер и рекордсмен Фаджиоли). Модель Ауто Юнион Тип С имела самый большой в "отрасли" 6ти литровый V16 мощностью 520 лошадок. Пятый гонщик конюшни - Ханс Штук был отправлен открывать Южную Америку на Гран-При Рио-де-Жанейро, где впрочем занял только второе место, но из за этой поездки пропустил и следующую культовую гонку на кольце Эйфель, нам более известного как Нюрбургринг. Новинкой стали не только корпуса "стримлайн", но и новые шины Continental диаметром 24 дюйма расчитанные на очень больщое давление. Эти шины позволяли проходить Северную поворот, ту самую Стену смерти со значительно большей скоростью. "Аудисты" первыми вышли на тесты, которые чуть не стоили жизни Розенмайеру. Во время одного из кругов, Розенмайер не удержал машину в нижней части банкинга и она вылетела на самый край поворота, одно из колес на мгновение оказалось без опоры, но Роземайер справился с ситуацией и вывел машну на безопасную траекторию. После этого инженеры Ауто Унион провели белую черту в двух метрах от края поворота.



Верхний край "Стены смерти" во всей красе. Фото сделано в начале 60х. Парень в кедах голландский гонщик Гран-При Карел Годин де Бефор (1934-1964)

21 мая на тесты прибыл боевой состав Мерседеса со всеми своими запасными. Для гонки было подготовлено аж пять типов болидов - по одному на каждого из гонщиков : Гоффредо Зейендер получил прошлогоднее шасси W25 c супермотором V12 объемом 5,6л., с двумя турбонагнетателями. Мощность этого монстра достигала 736 лс. Ричард Симэн должен был ехать на "обычном" для 1937г. Mercedes W125 с таким по объему мотором, но 8ми цилиндровы и с одноступенчатым нагнетателем. Мощность мотора достигала 575 км/ч. Манфред фон Браухич и Германн Ланг получили "стримлайнеры" построенные на основе прошлогодних W25 Kurz, у Браухича в машине стоял мотор мощностью 736 лс., у Ланга 575. Однако машина Ланга была немного легче. Наконец Рудольф Караччиола получил "стримлайнер" W125. Стримлайнеры и машина с мотором V12 были четверть тонны тяжелее обычных гоночных машин W125 и глава гоночной команды Мерседес Нойбауэр опасался, что покрышки банально не выдержат избыточного веса, именно поэтому Симэн стартовал на W125, хотя на тестах она показала скорость на 25 км/ч меньше машин с обтекаемыми корпусами.

Скудерия Феррари (Нуволари, Бривиа, Фарина) тоже была первоначально заявлена для участия в гонке. Еще два гонщика команды (Пинтакудо, к которому потом присоединился Бривио) в это время готовились дать бой Штуку на Гран-При Рио. Но в последствии она не стала принимать участие в гонке, хотя Нуволари присутствовал в боксах "Ауто Унион".

Первым неудачником гонки еще во время практики стал Зейендер, чей мотор взорвался. Эта же практика чуть не стала фатальной для Херманна Ланга. У его стримлайнера колеса были полностью закрыты , аэродинамика машины изменилась таким образом, что при проезду по одной из 9ти километровых прямых АВУСа перед машины на скорости 390 км/ч начал отрываться от земли (ну для Мерседеса дело обычное - вспомним Ле-Ман 1999г.), однако Ланг в отличии от Питера Дамбрека не считал себя хорошим летчиком-каскадером и сумел удержать машину на земле. Остановившись в боксах он потребовал убрать щитки с колес.
Во время практики Роземайер прошел круг со скоростью на 50 км/ч (4.04) большей, чем предыдущий рекорд Фаджиоли, однако по некоторым причинам этот результат не был признан и Бернд получил только второе место в квалификации со временем 4.09,2. А новым рекордсменом официально был признан Фаджиоли, прошедший круг за 4.08,2 со средней скоростью превышавшей 285 км/ч (напомню, что прошлый рекорд составлял 235 км/ч). Этот неофициальный рекорд средней скорости на круге в режиме квалификации будет побит только через 34 года Питер Ревсоном, выигравшим поул в Инди 500 со скоростью 287,5 км/ч.

Таким образом 6 Июня на старт гонки вышли по 4 Ауто-Юниона и Мерседеса , а также 1 частная Альфа и два частных Мазератти (Мазератти в этом году вообще не выставляла заводскую команду).

Нацистская верхушка придавала колоссальное значение возможным пропагандистским дивидентам от проведения шестой международной гонки на кольце АФУС. Оргкомитет возглавил лично Гёббельс, были установлены существенные призовые - победитель получал 12 000 дойчмарок (это составляло примерно три годовых зарплаты шеф-пилота у Вилли Мессершмидта).

На гонку собралось от 300 до 400 тысяч зрителей. В качестве гонки поддержки сначала прошла гонка полуторалитровых вольтуреток, где сражались частные английские машины марки ERA и итальянские Мазератти. 11 машин прошли 7 кругов со средней скоростью около 210 км/ч. Выиграл англичанин Чарльз Мартин. Это была его третья и последняя в карьере победа, в отличии от многих других гонщиков того времени он благополучно дожил до очень глубокой старости и умер когда ему было за 90.

Ну а затем.... Формула соревнований подразумевала два полуфинала по 7 кругов (134,5 км) и финал - 8 кругов (155 км). В финал проходили проходили по 4 лучших гонщика из каждого полуфинала. Еще перед практикой Нойбауэр заявил организаторам, что если Караччиола и Фаджиоли не будут разведены по разным полуфиналам, то он снимет команду с гонки. Но так как Караччиола стал только 4м в практике, а Фаджиоли первым, то они оказались в разных полуфиналах.

В первом полуфинале первую линию стартового поля поделили Роземайер и Караччиола. За ними Симэн и фон Делиус. С последнего ряда стартовал Балестреро на Альфе. Пит-стопы были запланированы после первых трех кругов, так как команды опасались быстрого износа шин на тяжелых и очень быстрых болидах. Старт был дан в 3 часа дня. После старта сказался меньший вес машин, непереоборудованных в стримлайнеры и фон Делиус легко вышел вперед, за ним шел Симэн. Однако на прямой стримлайнеры Караччиолы и Роземайера обошли их, но только чтобы снова уступить на южной петле. После первого круга фон Делиус вел с преимуществом в 6 секунд. Альфа отстала на 1:47. На следующей прямой Роземайер снова обошел фон Делиуса, который попытался отыграться в северном , профилированном повороте ("Стене смерти"), но Роземайер удержал первое место, хотя фон Делиус и Симэн шли вплотную за ним, но Караччиола отставал на 4 секунды. Однако после 3х кругов он вышел на второе место. К исходу четвертого круга пелетон обогнал Балестреро на круг. Первые круги шли на небольшой скорости (4.40-5 минут на круг) - гонщики берегли шины. Затем началась битва между Роземайером и Караччиолой. На пятом круге Караччиола обошел Роземайера на торможении перед "Стеной смерти" и на следующем круге зрители увидели феерическое зрелище, когда эти два пилота 5 раз обгоняли друг друга пользуясь слипстримом на скорости в 380 км/ч на прямых и до 180 на поворотах. Время прохождения круга уменьшилось до 4.33. Следующий, шестой круг был пройден еще быстрее - за 4.27. Может показаться невероятным, но фон Делиус и Симэн продолжали держаться в относительной близости от стримлайнеров. Их отрыв был не больше 3х секунд, однако это объяснялось еще и тем, что стримлайнеры были заняты борьбой друг с другом, а гонщики машин Гран-При просто поддерживали максимальную скорость на трассе. На последнем повороте шедший вторым Роземайер попытался обойти Караччиолу, проехав в самом низу стены, но Караччиола прошел по самому верхнему краю и потерял меньше скорости на повороте, что позолило ему выграть гонку с отрывом всего в 0,7 сек. На этом круге Роземайер установил рекорд средней скорости на круге в гонке, простоявший до 1971г. (276,4 км/ч). К концу гонки в двигателе его машины не работали 3 цилиндра из 16, а сам он почти не видел трассы - его очки были залиты маслом. Из за медленного старта машин никому не понадобился пит-стоп. Фон Делиус отстал на 8 сек., Симэн еще на 12, а Альфа-Ромео на 2 круга. Первая четверка вышла в финал.



Эпизод первого полуфинала. Роземайер отрывается от Фон Делиуса.

Вторая гонка началась в 3.50. Первый ряд - Фаджиоли и фон Браухич, второй Хассе и Ланг. На третьем были частники на Мазератти. Гонщики взяли с места в карьер. Единственная машина Гран-при здесь была у Хассе, который и возглавил гонку, но на длинной прямой его ожидаемо опередил Фаджиоли. Первый круг пройден за 4.40. За Фаджиоли Ланг, Хассе и Браухич. Мазератти сзади в полутора-двух минутах. На выезде их Нортшляйфе Фаджиоли задевает колесом покрытую травой обочину и поднимает облако пыли, чем приводит в экстаз толпу зрителей. Вскорости у него начинает барахлить коробка передач и он уступает первое место Браухичу, который заканчивает второй круг за 4.22. Громадные 240 литровые баки болидов постепенно пустеют и скорость растет. На следующем круге новый лидер - Ланг. Он сбрасывает целых 5 секунд с результата фон Браухича 4.17,2. Машина Хассе не может соперничать со стримлайнерами и как только они разгоняются в полную силу он начинает отставать. К исходу третьего круга он уже не может держать контакт с ними и отстает на километр. Однако на четвертом круге сказалось то, что никто из конструкторов того времени просто не мог представить как надо проектировать спортивные автомобили для гонок на скорости в 400 км/ч. Машины просто не выдерживали нагрузки. Фаджиоли показал 4.17 ровно, но у него заело рычаг переключения передач и он был вынужден сойти. Вскорости после этого на максимальной скорости у Ланга взрывается колесо. Но ему снова везет ! Он сумел удержать машину на трассе и привести ее на питстоп, где механики с трудом заменили колесо. На этом борьба на трассе практически завершилась. Вперед вышел фон Браухич, пройдя следующий круг за 4.26. Хассе и Ланг отставали на 38 и 73 секунды соответственно. На шестом круге фон Браухич еще сбросил скорость - 4.42 и во второй раз прошел Мазератти Сполетти , который проходил круги за 7 минут. Последний круг Ланг прошел со скоростью Роземайера и сумел догнать Хассе на Нордшляйфе ! Однако Хассе подрезал Ланга на выходе их банкинга и Ланг был вынужден финишировать третьим. Драки не было - Хассе извинился. Четвертым пришел венгерский пилот Ласло Хартманн с отставанием на один круг.

После окончания второго заезда Нойбауэр подал протест на неспортивное поведение Хассе и Ланга передвинули на одну позицию в сетке финального заезда вверх. Главный механик Ауто Унион Людвиг Себастьян не смог отремонтировать мотор на машине Роземайера и он вышел на старт, потеряв 100 л.с мощности мотора. Таким образом все стало ясно еще до старта - из двух стримлайнеров Ауто Юнион на стартовой решетке оставался только один, но он не мог ехать на максимальной скорости (мощность мотора болида Роземайера уступала мощности мотора у Ланга на 310 л.с. при той же массе болида !). А два оставшихся болида с открытыми колесами также не смогли бы соперничать со страмлайнерами Мерседеса. Расположение пилотов на стартовой прямой не могло не радовать болельщиков "Мерседеса" - 1 линия - фон Браухич и Караччиола, 2 - Ланг и Роземайер, 3 - фон Делиус и Хассе, 4 - Симэн и Хартманн. На финальную гонку Мерседес избрал следующую тактику - Караччиола и Симэн будут останавливаться один раз на пит-стоп, 600 сильные моторы были менее экономичны чем 736-сильные у Ланга и фон Браухича, которые питстопы вообще делать не будут. Караччиола сразу после старта начал создавать отрыв. На том же первом круге у Браухича начало отваливаться колесо и он припарковал машину на травку прямо напротив пит-стопа. Внутри стримлайнера была такая жара, что маслопровод припаялся к коробке передач. В связи с этим вспоминается история как в конце двадцатых Караччиола до волдырей обжег ногу, так как педаль газа его Мерседеса SSK благополучно передавала тепло от двигателя пилоту.



Auto Union Type C. На таких в финале ехали Хассе и фон Делиус.

На первом круге Караччиола показал 4.33, Роземайер в своей "инвалидной коляске" отстал всего на 8 секунд. Второй круг - Караччиола сбрасывает 14 секунд, но не может существенно увеличить отрыв от пелетона, в котором плотной группой идут Роземайер, Ланг, Хассе, фон Делиус. Хартманн отстал на 3 с половиной минуты. У Роземайера проблемы с шинами. Необходимо заменить правое заднее колесо и Ланг с Симэном проходят его. На прямых Ланг имеет преимущество уже в 40 км/ч над Симэном, но на торможении перед поворотами легкая машина Симэна раз за разом догоняет Ланга. Карачиола пройдет третий круг за 4.18, но тут у него возникает таже проблема что и у фон Браухича и он сходит. Ланг - лидер. Ему удается оторваться от Симэна, который пропускает фон Делиуса (тот выходит на второе место) и Хассе с которым Дик уступает Лангу 18 секунд, Хартманн отстает на круг, еще на минуту от Хартманна отстает Роземайер. Симэн отправляется на пит-стоп. Ланг начинает сбрасывать скорость - четвертый круг пройден за 4.21, пятый за 4.25. Фон Делиус на хвосте, Хассе ничего не угрожает. Он на твердом третьем месте. Роземайер опережает Симэна, который впрочем остается рядом. Шестой и седьмой круги Ланг прошел за 4.28, поддерживая отрыв от фон Делиуса в 6 секунд. Этого отрыва хватило, чтобы не дать фон Делиусу, показавшему 4.18 на последнем круге, победить Ланга в самой быстрой гонке из когда либо проводившихся до того времени. За четвертое место шла борьба между Роземайером и Симэном. Но Симэн снова убил шины и поехал на пит-стоп.



Mercedes W125-M125. На таком в гонке ехал Ричард Симэн

Ланг разделил призовые деньги между всеми пилотами Мерседеса. Такие там тогда были обычаи. Масло из поврежденного двигателя Роземайера залило кокпит и когда он вылез их нее, то жена раздела его до трусов, обтерла его смоченной в бензине тряпкой и всю его одежду замочила в бочке с бензином. Гость гонки - пилот Скудерии Феррари Тацио Нуволари сфотографировался с Роземайером в таком виде.

Больше до войны гонок такого ранга на кольце АВУС не проводилось, а гонки на подобных скоростях начались только через 21 год и это были не "открытые колеса", а прототипы. Как уже говорилось - средняя скорость на круге в 285 км/ч была превзойдена только в 1971г.

Данный текст основан в основном на материалах с сайта www.kolumbus.fi ,материалов Википедии и некоторых других ресурсах соответствующей тематики.

От себя - 6 международная гонка на кольце АВУС была прыжком в неведомое. Никто даже близко не гонял никогда на таких скоростях в гонках. Практически никто не задумывался о безопасности пилотов, просто чудо , что никто не пострадал, хотя смерть неоднократно дышала в затылок пилотам. Ланг чуть не взлетел на 390 км/ч, Роземайер чуть не вылетел с Нордшляйфе, у Зейендера взорвался мотор, Хартманн показал публике полноценный дрифт на Стене Смерти, у того же Ланга взорвалась шина, фон Браухич и Караччиола теряли колеса. Но слава богу пронесло. Пропагандистский эффект был очень большой, кадры кинохроники, посвященные этой гонки и сейчас обязательно показываются в передачах о довоенных Гран-При. Сами истории гонок вдохновляли художников на написание картин, посвященных Гран-При.



Ланг борется с Роземайером. Гэри Дойл.


Комментариев нет:

Отправить комментарий